Учебно-методический комплекс по Географии (далее умк) предназначен для студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы фгос спо по специальностям
Основные понятия и термины по теме: демография, воспроизводство, депопуляция, демографический взрыв, демографическая политика, качество населения, средняя продолжительность жизни, экономически активное население, этнос, миграция, эмиграция, иммиграция, «утечка умов», урбанизация, агломерация, мегаполис, субурбанизация, геоурбанистика.
План изучения темы:
Численность и воспроизводство население мира.
Состав (структура ) населения мира.
Размещение населения.
Расселение населения
Краткое изложение теоретических вопросов:
Демография – наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности.
1. В древние времена численность населения оставалась небольшой: 15 тысяч лет назад на Земле проживало около 3-х миллионов человек. Быстрый рост численности населения начался в ХХ веке: в 1900 году на Земле проживало около 1,5 млрд. человек, в 1950 – 2,5млрд. человек; в 1987 – 5млрд. человек, сейчас – около 7 млрд. человек. Такой бурный рост численности населения называется «демографический взрыв». Первые учеты численности проводились еще в Древнем Египте и Китае в 3-ем тысячелетие до нашей эры. Точные сведения о людях, проживающих в стране, дают переписи населения. Переписи проводятся
каждые 15 лет. Последняя была проведена в 2002 году.
2.Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства – совокупность процессов рождаемости (Р), смертности (С) и естественного прироста (Е П=P − С), которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Выделяются два типа воспроизводства населения:
I тип «Демографическая зима» - характеризуется низкой рождаемостью, смертностью и естественным приростом. Такой тип воспроизводства
характерен для экономически развитых стран (США, Канада, Зарубежная Европа стран СНГ, Австралия); II тип «Демографическая весна» - характеризуется высокой рождаемостью низкой смертностью и, следовательно, высоким естественным приростом. Такой тип воспроизводства характерен для развивающихся стран мира (Латинская Америка, Африка, Зарубежная Азия).
3. Демографическая политика – система административных, экономических пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. Цели демографической политики: в развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв – снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счет
контрацепции, санитарного просвещения, консультаций по вопросам планирования семьи, добровольной стерилизации, экономических, административных мер. В экономически развитых странах – повышение уровня рождаемости и естественного прироста благодаря ссудам молодоженам, пособиям на рождение каждого ребенка, льготам на жилье, длительного отпуска для беременных.
4. В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения. Это сложное, комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасность граждан, развитие демократически институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченность культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические и другие условия жизни людей. При определении
качества населения страны главное внимание обращают на состояние его здоровья. Самые высокие показатели детской смертности наблюдается в Либерии, Нигерии, Афганистане. Другим важным критерием состояния здоровья служит средняя продолжительность жизни. Самая высокая продолжительность жизни наблюдается в Японии, Швеции, Исландии, Канаде. Самая низкая – Замбия, Сьерра-Леоне Лесото, Малави Мозамбик Руанда, ЦАР.
Практическое занятие №2
1. Определите формы расселения населения
2. Дайте определение понятию «Урбанизация»
3. Используя текст учебника темы 3§4, составьте таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация». Данные занесите в таблицу.
Признаки (черты) урбанизации | Примеры их проявления |
1. 2. 3. | |
4. Используя рис.18 темы 3§4 учебника, приведите примеры стран с различными уровнями урбанизации:
Высокий уровень?% | Средний уровень?% | Низкий уровень?% |
| | |
5. Используя текст учебника темы 3§4, дополните схему:
Темпы урбанизации
? ← → ?
субурбанизация «ложная урбанизация»
(в каких типах стран?) (в каких типах стран?)
6. Опираясь на данные рис. 18 темы 3§4, приведите примеры стран с максимальной и минимальной долей городского населения.
7. Используя данные в «Приложениях», приведите примеры самых крупных агломераций в мире.
Задания для самостоятельного выполнения
Самостоятельная работа № 5
« Состав населения мира»
Методические рекомендации по выполнению работы:
1. Проанализируйте карту полового состава населения мира в атласе. Используйте ее для конкретизации положений, содержащихся в тексте учебника по следующей схеме:
а) Регионы и страны с преобладанием женского населения:……..
б) Причины:…….
в) Регионы и страны с преобладанием мужского населения:…..
г) Причины:….
д) Регионы и страны с примерно одинаковой численностью мужского и женского населения:…….
2. Проанализируйте рис.14 учебника. Выделите возрастные группы. Определите
Самые молодые регионы и самые пожилые регионы. Сравните рис.13 и 14. Докажите с их помощью влияние типов воспроизводства населения на его возрастной состав.
3.Используя текст учебника, определите принцип классификации народов. Приведите примеры. Какие государства образуются в соответствии с характером национального состава? Назовите очаги межнациональных конфликтов.
4.По карте национального состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их распространения по земному шару. Определите народы, каких языковых семей преобладают в зарубежной Европе, Зарубежной Азии, Африке, Северной и Латинской Америке, Австралии и Океании. Выводы запишите в тетрадь.
5. По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.
6. Составьте глоссарий
Самостоятельная работа № 6
«Размещение населения мира»
Методические рекомендации по выполнению работы:
1. Проанализируйте карту плотности населения в атласе. Определите регионы с высокой и низкой плотностью населения. Результат исследования оформите в таблицу.
Регионы с высокой плотность населения | Регионы с низкой плотность населения |
| |
2. По тексту учебника темы 3 §3, определите причины неравномерного размещения населения на поверхности Земли. Приведите примеры стран с высокой плотностью населения.
3. Используя текст учебника темы 3 §3, определите виды миграции, причины и районы трудовой миграции.
4. Составьте глоссарий.
Форма контроля самостоятельной работы:
- Проверка глоссария.
Проверка таблиц.
Проверка рабочих тетрадей
Проверка отчета по практической работе №2
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. В большинстве стран мира естественное движение характеризуется:
а) естественным приростом; б) естественной убылью
2. Распределите страны по типу воспроизводства населения:
1. Австралия а) I тип воспроизводства
2. Индия б) II тип воспроизводства
3. США
4. Китай
5. Пакистан
6. Бразилия
3. Выделите страны, проводящие демографическую политику ограничения рождаемости:
а) Монголия г) Кувейт
б) Китай д) ФРГ
в) Швеция е) Россия
4. Установите соответствие:
Страна Половая структура населения
1 Ливия а) преобладание мужского населения
2. Саудовская Аравия б) преобладание женского населения
3. Украина
4. Мексика
5. Франция
6. Турция
5. Установите соответствие:
Страна Возрастная структура населения
1. Италия а) высокая доля молодого возраста
2. Мали б) высокая доля лиц пожилого возраста
3. Украина
4. Судан
5. Канада
6. ЮАР
6. Выберите страны с самой высокой плотностью населения:
а) Бангладеш б) Норвегия г) Бразилия д) Сингапур
7. Выберите страны по видам миграции :
1. Алжир а) эмиграция
2. Великобритания б) иммиграция
3. Египет
4. США
5. Швейцария
6. Индия
8. Определите группу стран с самым высоким уровнем урбанизации:
а) Великобритания, Италия в) Дания ,Финляндия
б) Кувейт, Бельгия г) Канада, США
9. Установите соответствие:
Страна Религия
1. Япония а) Конфуцианство
2. Индия б) Синтоизм
3. Израиль в) Индуизм
4. Турция г) Иудаизм
5. Китай д) Ислам
Умения, сформированные у студента после изучения темы 1.3:
1. Применяет показатели воспроизводства, состава населения, уровней урбанизации и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов стран.
2. Называет и показывает на политической карте мира регионы, для которых характерен первый и второй тип воспроизводства.
3. Использует карты, графики и таблицы для анализа, конкретизации доказательства отдельных положений текста учебника, производит при этом необходимые расчеты и сравнения.
4. Читает и анализирует возрастно-половую пирамиду.
5. Составляет таблицы по текстам и картам учебника, атласа.
Тема 1.4. География мирового хозяйства
Основные понятия и термины по теме: научно-техническая революция, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция, отраслевая структура мирового хозяйства, территориальная структура хозяйства, транснациональная корпорация, технополисы, технопарки, зеленая революция, товарное и потребительское сельское хозяйство.
План изучения темы:
1. Научно-техническая революция. Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Факторы размещения производительных сил.
2. География отраслей промышленности.
3. География сельского хозяйства и рыболовства.
4. Мировая транспортная система
5. Всемирные экономические отношения.
Краткое изложение теоретических вопросов.
1 Научно-техническая революция – это коренной качественной переворот в производительных силах общества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. НТР характеризуется четырьмя главными чертами: универсальностью, чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований, повышенным требованием к уровню квалификации трудовых ресурсов, зарождением ее как военно- технической революции. Современная НТР – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют, друг с другом четыре составные части: наука, техника и технологии, которые развиваются эволюционным и революционным путем, производство, которое развивается по шести главным направлениям: электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергетического хозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии, космизация и управление. Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Предпосылками зарождения мирового хозяйства явились; формирование мирового рынка, развитие
транспорта и крупной машинной индустрии. Географическая модель мирового хозяйства изменялась: от двучленной (экономически развитые страны и развивающиеся) до многочленной (зарубежная Европа Северная Америка, Китай, Япония Индия, НИС, СНГ, Бразилия, страны Персидского залива, Мексика). Международное географическое разделение труда – это специализация отдельных стран на производстве определенных видов товаров и услуг и в последующем обмене ими. МГРТ изменяется во времени. МГРТ приводит к формированию отраслей международной специализации, определяющих «лицо» страны. В результате углубления международной специализации возникла новая, высшая ступень МГРТ – международная экономическая интеграция (это процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной международной политики). В свою очередь международная интеграция приводит к созданию экономических группировок, как региональных (ЕС, АСЕАН, АТЭС, НАФТА, ЛАИ, ЕЭП), так и отраслевых (ОПЕК). Отраслевая структура мирового хозяйства представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей научно-информационного комплекса, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии – доиндустриальную (аграрная структура экономики), индустриальную (ведущая роль принадлежит промышленности) и постиндустри-
альную (преобладание непроизводственной сферы над производственной). Территориальная структура хозяйства – это совокупность определенным образом расположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В развитых странах сложилась система экономических районов 4-х типов: высокоразвитые, старопромышленные, отсталые, районы нового освоения. В развивающихся странах – фокусная структура (главный фокус – столица, вспомогательный – плантационное хозяйство или горнодобывающая промышленность, периферия - потребительское сельское хозяйство. Размещение производительных сил и производства происходит под действием следующих факторов: территориального, ЭГП, природно-ресурсного, транспортного, трудовых ресурсов, территориальной концентрации, наукоемкого (большие города, агломерации технополисы, технопарки) и экологического.
2. Промышленность – ведущая отрасль материального производства. «Авангардной тройкой» являются машиностроение, химическая промышленность и электроэнергетика. В зависимости от времени возникновения все отрасли промышленности обычно делятся
на три группы. В первую группу входят так называемые старые отрасли (каменноугольная, железорудная, металлургическая, производство подвижного состава железных дорог, судостроение, текстильная). Во вторую -новые отрасли (автомобилестроение, выплавка алюминия, производство пластмасс и химического волокна) Третью - образуют новейшие отрасли (микроэлектроника, вычислительная техника, роботостроение, индустрия информатики, атомное и аэрокосмическое производства, химия органического синтеза, микробиологическая промышленность). Топливная промышленность в своем развитие прошла два этапа – «угольный» и «нефтяной». В состав топливной промышленности входят нефтяная, газовая и угольная промышленность. Они являются основой мировой энергетики. Лидером по добыче нефти и угля является Зарубежная Азия; газа – СНГ. Мировая выработка электроэнергии составляет 12 трлн. кВт/ч в год. Больше всего производят электроэнергии в США, Китае, Японии, России, Индии Германии, Канаде, Франции.
В структуре выработки электроэнергии в мире первое место принадлежит тепловым электростанциям (ТЭС) – их доля составляет 60%. Второе место – 20% мирового производства электроэнергии обеспечивают гидроэлектростанции (ГЭС). Третье место принадлежит АЭС – 17% мировой выработки электроэнергии. Металлургическая промышленность делится на черную и цветную. Географию отраслей черной металлургии определяет добыча железной руды и выплавка стали. Главными производителями железной руды являются Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Россия, Украина, США, ЮАР.
Странами-лидерами по выплавке стали являются Китай, Япония, США, Россия, Р.Корея, ФРГ, а на душу населения – Люксембург. На географию отраслей цветной металлургии большое воздействие оказывают особенности сырьевой базы и технологии переработки сырья. Руды тяжелых цветных металлов (например, медные) имеют низкое содержание металлов, поэтому перевозить их не выгодно. Крупнейшими поставщиками меди являются: Чили, Перу, Индонезия и другие. Руды легких цветных металлов (например алюминиевые) – технологически энергоемкие, поэтому алюминиевая промышленность
ориентируется на крупные энергетические узлы. Крупнейшими поставщиками бокситов и глинозема являются Ямайка, Гвинея, Сьерра-Леоне, Австралия Индонезия и другие. Машиностроение – ведущая отрасль обрабатывающей промышленности – по числу занятых и по стоимости продукции занимает первое место среди всех отраслей мирового хозяйства. На экономической карте мира можно выделить четыре машиностроительных региона: С. Америка, Зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, СНГ. 9/10 всей машиностроительной продукции приходится на экономически развитые страны.
Химическая промышленность - самая динамичная отрасль современной индустрии. В мировой химической промышленности, как и в машиностроении сложились четыре главных региона. В каждом из них получили развитие горно-химическая промышленность, производство минеральных удобрений, основной химической продукции, но в особенности органического синтеза и полимерных материалов. В развивающихся странах эта отрасль была представлена в основном добычей сырья. После энергетического кризиса химическая промышленность стала гораздо быстрее расти в странах особенно богатых ресурсами нефти и газа. Крупные нефтехимические комплексы вошли в строй в странах Персидского залива, Мексике, Венесуэле, Северной Африке.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. География лесной и деревообрабатывающей промышленности мира во многом определяется размещением лесных ресурсов. На планете сформировались два лесных пояса.
В районах северного лесного пояса заготавливают в основном хвойную древесину, которая перерабатывается в пиловочник, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль является отраслью международной специализации. В пределах южного лесного пояса заготавливают лиственную древесину. Здесь сложились три главных ареала лесной промышленности: Бразилия,Тропическая Африка, Юго-Восточная Азия. Главными импортерами являются страны Зарубежной Европы, Япония. Ведущая отрасль легкой промышленности – текстильная.
Несмотря на то, что она относится к старым отраслям, в эпоху НТР мировое производство текстильных волокон обнаруживает тенденцию к постоянному росту. Происходит уменьшение доли натурального и увеличение доли химического волокна. В мировой текстильной промышленности сложилось пять главных регионов: Восточная Азия, Южная Азия, страны СНГ, Зарубежная Европа, США. Начиная с 1950-х гг. наблюдается уменьшение доли стран Запада в производстве тканей и одежды. Из крупнейших экспортеров тканей они превращаются в их импортеров. В отличие от стран Севера текстильная промышленность стран Юга, ориентирующая на дешевую рабочую силу, переживает настоящий бум. Первое место по выпуску хлопчатобумажных тканей занимает Китай. Значительная часть производимых в странах Юга тканей экспортируется в страны Запада. В магазинах США, странах Западной Европы, Японии продается дешевая одежда, трикотаж, получаемый из Китая, Индии, Турции, Таиланда, Тайваня, Бангладеш, Мексики и других развивающихся
стран.
3. Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. В сельском хозяйстве экономически развитых стран преобладает высокотоварное агропромышленное производство, а в развивающихся странах как товарное, так и потребительское сельское хозяйство. В предвоенные годы в США, Канаде, Великобритании осуществляется процесс индустриальной перестройки сельского хозяйства, который стал называться «зеленой революцией». Она представляет собой одну из форм проявления НТР и включает следующие основные компоненты: выведение новых скороспелых сортов зерновых культур, ирригацию земель, широкое применение современной техники и удобрений. «Зеленая революция» далеко не полностью оправдала возлагавшие на нее надежды. Во-первых, она носит очаговый характер, а во-вторых, коснулась только крупных землевладений. Мировое сельское хозяйство включает в себя растениеводство и животноводство. Растениеводство делят на производство продовольственных и непродовольственных культур. Большую
долю в структуре продовольственных культур занимают зерновые (кукуруза, пшеница, рис). Второе место занимают масличные культуры (соя, подсолнечник, оливы, арахис). Третье место занимают сахароносные культуры (сахарный тростник, свекла). На четвертом месте находятся тонизирующие культуры (чай, кофе, какао). На последнем месте овощные и плодовые культуры. К непродовольственным культурам относятся хлопчатник, лен, сизаль, джут, натуральный каучук. География отраслей животноводства определяется размещением скота и общим его поголовьем. По поголовью крупного рогатого скота лидируют (Индия, Бразилия, США); свиней (Китай, США, ФРГ, Бразилия), овец (Австралия, Новая Зеландия, Китай, Россия, Индия, Турция), птицы (Китай, США). Особую роль в структуре сельского хозяйства играет рыболовство. Во второй половине ХХ в. в географии мирового морского рыболовства произошли большие изменения. Эпицентр этой отрасли переместился из Северной Атлантики в северную и восточную часть Тихого океана. Ныне именно в этих акваториях расположено большинство стран, формирующих «первую десятку» рыболовецких держав (Китай, Перу, Япония, Индия, Чили, США, Индонезия, Россия, Таиланд, Норвегия).
Задания для самостоятельного выполнения
Самостоятельная работа № 7
Изучение темы «География транспорта»
Методические рекомендации по выполнению работы:
1. Используя карту мирового транспорта в атласе, сравните страны Европы, Азии, Африки,
Америки, Австралии и Океании по показателю обеспеченности транспортом. Приведите
Примеры стран, где сети железных дорог вообще отсуствуют.
2. Используя текст учебника темы 5 §3, заполните таблицу:
Вид транспорта | Назначение | Роль | Примеры |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Самостоятельная работа № 8
« Классификация форм Всемирных экономических отношений»
Методические рекомендации по выполнению работы:
1. Используя текст учебника темы 5 § 4, рис.42-44, таблица 33 в Приложениях, проанализируйте полученные данные и систематизируйте их в виде таблицы.
Виды ВЭО | Суть | Примеры |
| | |
Самостоятельная работа № 9
« Построение картосхемы размещения основных районов ведущих отраслей мирового хозяйства»
Методические рекомендации по выполнению работы:
1. Используя карту атласа (стр.16) , желтым цветом закрасьте на контурной карте мира страны с высоким показателем производства электроэнергии на душу населения (от 5000 – 10000 кВт ч в год на душу населения и более).
2. Используя карты атласа на стр.19, заштрихуйте (///) страны с высоким уровнем развития машиностроения.
3. Используя карты атласа на стр.20, заштрихуйте (\\\) страны с высоким уровнем развития химической промышленности.
4. Стрелками разного цвета (черный, желтый, коричневый) покажите основные пути транспортировки нефти, газа, угля.
5. Стрелками разного цвета (красный, синий) покажите пути транспортировки машиностроительной и химической продукции.
Форма контроля самостоятельной работы:
- Проверка глоссария.
Проверка таблиц.
Проверка рабочих тетрадей.
Проверка контурных карт
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Установите соответствие:
Регионы, страны Структура экономики
1. Восточная Европа а) Индустриальная
2. Тропическая Африка б) Постиндустриальная
3. Западная Европа в) Аграрная
4. Юго-Западная Азия
5. Северная Америка
6. Китай
7. Япония
2. Определите, какие регионы не являются мировыми экономическими центрами:
1. Северная Америка 4. Северная Африка
2. Зарубежная Европа 5. НИС
3. Центральная Америка 6. СНГ
3. Распределите отрасли промышленности по группам в зависимости от времен их возникновения:
1. Автомобилестроение
2. Алюминиевая
3. Аэрокосмическая
4. Микробиология а) старые отрасли
5. Нефтедобывающая б) новые отрасли
6. Робототехника в) новейшие отрасли
7. Судостроение
8. Текстильная
9. Химия пластмасс
10. Черная металлургия
4. Определите, к какому типу относятся перечисленные организации:
1. АСЕАН 6. ФАО а) международные
2. НАФТА 7. МОТ б) региональные
3. МАГАТЭ 8. ЛАИ в) отраслевые
4. ОПЕК 9. ЕС
5. МВФ
5. Выберите страны, являющиеся мировыми лидерами по добыче указанных полезных ископаемых:
1. Нефти:
а) Венесуэла в) Мексика д) Саудовская Аравия
б) Иран г) Россия е) США
2. Природного газа:
а) Индонезия в) Канада д) Россия
б) Великобритания г) Нидерланды е) США
3. Угля:
а) Австралия в) Китай д) США
б) Индия г) Россия е) ФРГ
6. Назовите страны, занимающие первое место в мире по выработке электроэнергии:
1. В абсолютных цифрах:
а) Китай в) США
б) Россия г) Япония
2. На душу населения:
а) Исландия в) Норвегия
б) Канада г) Швеция
7. Установите соответствие:
Структура производства электроэнергии Тип электростанций
1. 17% а) ТЭС
2. 20% б) ГЭС
3. 0,1% в) АЭС
4. 63% г) нетрадиционные
8. Выберите страны, черная металлургия которых ориентирована на привозное сырье:
а) Австралия, Бразилия в) Россия, Казахстан
б) Индия, Китай г) Франция, Япония
9. Выберите страны, являющиеся мировыми лидерами по:
1.Добыче железной руды и выплавке стали:
а) Бразилия в) Россия
б) Китай г) США
2. Выплавке алюминия:
а) Канада в) Россия
б) Китай г) США
10. Назовите страны, являющиеся лидерами по выпуску некоторых химических товаров:
1. Удобрения:
а) Китай, США в) Канада, Россия
б) Япония, Индия г) Украина, Индонезия
2. Химические волокна:
а) США в) Япония
б) Китай г) Тайвань
11. Выберите верные утверждения:
1. Явление «зеленой революции» особенно широкое распространение получило в Индии,
Мексике Филиппинах;
2. Наибольшие посевные площади в мире заняты масличными культурами;
3. Лидером по валовому сбору зерновых является Китай;
4. Овцеводство является отраслью специализации сельского хозяйства Польши, Украины;
5. В Греции, Италии, Испании в структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство;
6. Основными показателями, оценивающими работу транспорта, являются грузооборот и
пассажирооборот;
7. Нет железных дорог в Судане, Ираке, Намибии;
8.Самый большой торговый флот в мире имеют Либерия и Панама;
9. Самой густой сетью железных дорог обладают страны Европы;
10. Самым большим автомобильным парком обладают США.
Умения, сформированные у студента после изучения темы 1.4:
1. Дает характеристику научно-технической революции и мирового
хозяйства.
2. Применяет текстовые, картографические и графические материалы для
сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений.
3. Называет и показывает на политической карте мира страны, для которых
характерен аграрный, индустриальный и постиндустриальный характер
экономики.
4. Составляет письменный конспект отдельных глав учебника.
5. Дает экономико-географическую характеристику отраслям мирового
хозяйства.
6. Анализирует размещение отраслей мирового хозяйства.
7. Осуществляет систематизацию, сравнение и обобщение, используя
различные источники информации.
8. Перечисляет международные организации и называет их целевую
позицию.
9. Составляет таблицы различного типа на основе разнообразных
источников.
10. Строит картосхемы размещения основных районов ведущих отраслей
Мирового хозяйства.
Контрольная работа по разделу I
1. Распределите страны мира по особенностям географического
положения:
1. Новая Зеландия а) внутриконтинентальные
2. Франция б) приморские
3. Перу в) полуостровные
4. Куба г) островные
5. Норвегия
6. Швейцария
2. Выберите правильные ответы.
1) Примерами монархий являются:
а) Франция г) Индия
б) Дания д) Люксембург
в) Аргентина е) Таиланд
2) Примерами федеративных государств являются:
а) Эстония в) Мексика
б) Пакистан г) Филиппины
3. Установите соответствие:
Страны Уровень социально-экономического развития
1. Израиль а) страны « переселенческого капитализма»
2. Саудовская Аравия б) страны с переходной экономикой
3. Иран в) нефтеэкспортирующие страны
4. Венгрия
5. Кувейт
6. Эстония
7. ЮАР
4.Подберите пару: название организации - аббревиатура:
1. Организация Объединенных наций по вопросам науки, культуры.
2. Организация Североатлантического договора;
3. Международный! банк реконструкции и развития;
4. Организация объединенных наций
а) МБРР в) НАТО
б) ООН г) ЮНЕСКО
5. Определите, к какому виду относятся перечисленные ниже природные ресурсы:
1. Энергия Солнца а) Неисчерпаемые
2. Земельные б) Исчерпаемые возобновимые
3. Минеральные в) Исчерпаемые невозобновимые
4. Геотермальные
5. Лесные
6. Среди перечисленных ниже бассейнов выберите угольные:
а) Рурский г) Донецкий
б) Таймырский д) Мексиканский
в) Западно-Сибирский е) Венесуэльский
7. Распределите страны по уровню обеспеченности пашнями на душу населения
1. Китай а) Достаточная обеспеченность
2. Бразилия б) Недостаточная обеспеченность
3. США
4. Индия
8. Распределите страны мира по уровню обеспеченности ресурсами пресной воды.
1. Норвегия а) достаточная и избыточная обеспеченность
2. Либерия б) недостаточная обеспеченность
3. Китай
4. Турция
5. Исландия
6. Сомали
7. Суринам
8. ЮАР
9. Испания
10. ФРГ
9. Распределите страны мира по уровню обеспеченности лесными ресурсами.
1. Бразилия а) обеспечены хорошо
2. Кувейт б) обеспечены недостаточно
3. Россия
4. Щвеция
5. ЮАР
6. Суринам
7.Марокко
8. Китай
9. Мексика
10. Ирак
10. Распределите страны мира по типу воспроизводства населения.
1. Норвегия а) 1 тип воспроизводства
2. Р.Корея б) 2 тип воспроизводства
3. Индия
4. Уругвай
5. Аргентина
6. Марокко
7. Мозамбик
8. Гватемала
9. Таиланд
10. Ирак
11. Выберите верные ответы:
1. Низкий уровень рождаемости характерен для стран 2 типа
воспроизводства;
2. Высокая доля лиц пожилого возраста характерна для стран
Зарубежной Европы;
3. Дольше всего, в среднем, живут люди в Японии, Швеции, Канаде;
4.Поток трудовых миграций в основном направлен из развитых стран в
развивающиеся;
5. Самые высоко урбанизированные страны мира – Сингапур, Кувейт,
Бельгия;
6. Большинство развивающихся стран проводят демографическую
политику, направленную на увеличение рождаемости.
12. Определите пару: понятие – определение:
1. Резкое увеличение численности населения во второй половине ХХ в.
2.Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного
прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и
смену людских поколений.
3. Скопление или слияние близко расположенных городов.
4. Выезд населения из страны.
а) Эмиграция; в) Агломерация;
б) Демографический взрыв; г) Воспроизводство населения;
13. «Авангардной тройкой» отраслей промышленности являются:
а) пищевая промышленность, черная металлургия, машиностроение;
б) химическая, легкая промышленность и электроэнергетика;
в) топливная, лесная и цветная металлургия;
г) машиностроение, химическая промышленность и электроэнергетика.
14. Из приведенных ниже стран выберите три мировых лидера,
являющиеся крупнейшими добытчиками нефти:
а) Азербайджан г) Ирак;
б) Россия; д) Алжир;
в) Саудовская Аравия; е) США.
15. По объемам добычи природного газа в Европе выделяются:
а) Нидерланды, Великобритания, б) Норвегия, Венгрия, Польша
Норвегия;
в) Польша, Италия, Франция; г) Франция, ФРГ, Швеция
16.Суммарно наибольшее количество угля добывают:
а) ФРГ, Колумбия; в) Украина, Австралия;
б) Индия, Польша; г) США, Китай.
17. Свыше 1/2 электроэнергии производится на ГЭС в:
а) Индонезии, Бразилии; в) Норвегии, Канаде;;
б) Венгрии; Нидерландах; г) Японии, Германии.
18. Суммарно наибольшее количество железной руды добывают:
а) Австралия и Бразилия; в) Украина и Мавритания;
б) Индия и Франция; г) ЮАР и Южная Корея.
19. Доля цветной металлургии в общей структуре промышленного производства наиболее велика в:
а) Чехии и Италии; в) Перу и Чили;
б) ЮАР и Эфиопии; г) Р.Корее и Дании
20. Выделите три страны, являющиеся ведущими мировыми
производителями легковых автомобилей:
а) Венесуэла; г) Япония;
б) Индия; д) Россия
в) США; е) ФРГ.
21. Суммарно наибольшее количество минеральных удобрений
производят:
а) Италия и Франция; в) Индия и Австралия;
б) Польша и Венгрия; г) США и Китай.
22. Установите соответствие:
Страны Сельскохозяйственная специализация
1) Австралия а) Бананы
2) Бразилия б) Картофель
3) Египет в) Кофе
4) Канада г) Сахарный тростник
5) Китай д) Чай
6) Индия е) Кукуруза
7) Куба ж) Пшеница
8) Россия з) Рис
9. США и) Овцеводство
10) Эквадор к) Хлопчатник
23. По показателю грузооборота ведущим транспортом в мире является:
А) автомобильный в) железнодорожный
Б) морской г) трубопроводный
24. Крупнейшим морским торговым флотом в Европе обладают:
а) Дания и Португалия; б) Италия и ФРГ; в) Греция и Норвегия
г) Литва и Бельгия
25. Выделите три страны с наибольшей долей доходов от туризма в ВВП:
a) Австрия; г) Багамские острова;
б) Испания; д) США;
в) Монако; е) Мальдивы.
Раздел 2 Региональная характеристика мира
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: