NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Садриддин Айни Восстание Муканны Исторический очерк


III ОТКРЫТОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МУКАННЫ

Как ни скрывался Муканна в Хорасане, дело его приобрело известность. Наместник Хорасана Хамид ибн Кахтаба приказал разыскать его, схватить и бросить в тюрьму. Муканна в это время находился в Мерве. Когда усилились преследования со стороны хорасанского наместника и его шпионов, он покинул Мерв и укрылся в своем родном селении Каза. Поскольку ему было ясно, что в конце концов его разыщут соглядатаи наместника, он решил переправиться через Аму-Дарью и уйти в Мавераннахр. Он знал, что там много его сторонников и что оттуда он сможет начать открытое выступление.

Наместник Хорасана Хамид ибн Кахтаба предполагал, что Муканна может попытаться бежать в Мавераннахр. Учитывая эту возможность он на всех переправах расставил караульных, кроме того, приказал сотне всадников патрулировать берега Аму-Дарьи, чтобы не дать Муканне переправиться в каком-нибудь неизвестном месте.

Муканна с близкими ему людьми подошел к берегу реки и укрылся там, дожидаясь удобного момента для переправы. Его спутники нашли подходящее место, незаметное для преследователей, построили плот, на котором Муканна и переправился через реку вместе с друзьями. Произошло это в начале 776 года.

Затем Муканна направился в Нахшаб, находившийся неподалеку от берега реки и, отдав необходимые распоряжения сторонникам восстания, отбыл в Кеш. В этом городе он также убедился, что обстановка благоприятствует его намерениям. И в Нахшабе, и в Кеше власть была в руках «людей в белых одеждах», руководил ими Абдаллах ибн Омар. Здесь Муканна уже не прятался. Он разъезжал открыто как могучий полководец или признанный повелитель. В этих местах Муканна задумал построить для себя главную базу – неприступную крепость, к которой врагам было бы нелегко подступить. Объездив с этой целью Гиссарский хребет, он нашел наиболее подходящей для строительства крепости гору Сиям, на которой стоял старинный замок.

У вершины горы была расположена ровная и просторная терраса с плодородной почвой, источниками ключевой воды, покрытая плодовыми деревьями. Самая вершина, поднимавшаяся над террасой, также имела ровную площадку с ключевой водой и была пригодна для постройки. На ней находились развалины старой крепости.

По приказу Муканны его люди возвели вокруг нижней террасы прочную высокую каменную стену. Поднявшаяся над естественной стеной горного склона крепостная стена образовала грозное, труднодоступное укрепление. Кроме того, стеной была опоясана и вершина горы, на которой находилась цитадель (Арк), предназначенная для самого Муканны. Простые люди, беззаветно преданные Муканне, быстро доставив строительные орудия и материалы, возвели внутри этих стен необходимые постройки и обеспечили крепость продовольствием и всем, что могло бы понадобиться ее обитателям в течение нескольких лет.

Внешняя крепость предназначалась для военачальников и воинов Муканны, а Арк, как уже отмечалось, должен был служить его личной резиденцией. Сидя в крепости, Муканна руководил своими приверженцами в Мавераннахре и рассылал во все концы гонцов с приказами, распоряжениями и посланиями.

Тем временем многочисленные группы «людей в белых одеждах» появились в сельской округе Бухары. Вначале они захватили селение Умуджкант, сейчас называемое Кумушкантом, и сделали его центром своего движения. Затем, захватив расположенное западнее Вабкента селение Наршах, поныне носящее это название, они построили там прочную крепость и перевели туда свой центр.

Бухарскими «людьми в белых одеждах» от Муканны руководил бухарец Хаким, в подчинении которого были три сарханга, двое из них – Хашари и Боки – были родом из селения Кушки Хазл, а третий – Гурдак – из селения Гиждуван, По словам Наршахи, все трое были «люди боевые, беспутные гуляки и разбойники». Хотя Наршахи, желая очернить этих сархангов, и назвал их «разбойниками», он все же не мог отрицать, что они были мужественными, бесстрашными людьми, в одиночку способными на смелые боевые дела. Эта двусмысленная характеристика, данная сархангам Муканны мусульманским автором, который с непримиримой враждебностью относился к Муканне и его сторонникам, свидетельствует о том, что они были незаурядными храбрецами.

1. Борьба наместника Бухары и войск халифа с бухарскими «людьми в белых одеждах»

«Люди в белых одеждах» захватили в свои руки власть во всех селениях Бухары. Выполняя указания Муканны, они насильно отбирали имущество у богачей и дихканов, оказывавших поддержку иноземным захватчикам или подозревавшихся в этом, а всех сопротивлявшихся уничтожали. Хусейн ибн Мааз, бывший в то время наместником Бухары, не решался вступить в борьбу с ними. Настал, однако, момент, когда напуганные действиями «людей в белых одеждах» представители местной аристократии собрались в Бухаре и потребовали от наместника решительных действий против повстанцев, пообещав ему принять участие в этой борьбе.

Тогда Хусейн ибн Мааз в сопровождении бухарского казия Амра ибн Омара и людей, требовавших войны с повстанцами, выступил во главе своего войска против Наршаха. Это произошло в 776 году, в месяце раджаб 23.

У крепости Наршах между войском наместника и «людьми в белых одеждах» завязался бой. Однако в этом бою ни наместник, ни повстанцы, которые не успели еще достаточно подготовиться к войне, не сумели добиться решительного превосходства. Обе стороны согласились на мир. В договоре было записано, что «люди в белых одеждах» отныне не будут грабить имущество людей (то есть богачей), не станут причинять вреда мусульманам (то есть арабам) и, сложив оружие, разойдутся по своим селам.

Удовлетворенный этим Хусейн ибн Мааз возвратился с войском в Бухару, но, по словам Наршахи, «когда мусульмане ушли, они (то есть «люди в белых одеждах») нарушили тот договор» и по-прежнему продолжали свое дело.

Положение Муканны в крепости на горе Сиям значительно упрочилось. Крепость его была полна воинами, обеспечена оружием и продовольствием. Несколько раз к ней подходило войско из Мерва, но каждый раз, потерпев поражение, вынуждено было отступить. Как говорит Наршахи, «возникла опасность, что ислам будет уничтожен, а вера Муканны распространится по всему миру».

Узнав об этих событиях, Махди – третий аббасидский халиф – серьезно встревожился. Во главе многочисленной армии он прибыл в Нишапур и оттуда направил против Муканны войско под командованием Джабраила ибн Яхьи. Джабраил пришел в Бухару, разбил лагерь у Самаркандских ворот и решил здесь как следует подготовиться к выступлению в поход на крепость Муканны. Однако бухарский наместник Хусейн ибн Мааз не одобрил этот план Джабраила ибн Яхьи и предложил ему вместе с ним идти в Наршах, чтобы уничтожить повстанцев Бухары. «После уничтожения здешних «людей в белых одеждах», – говорил он Джабраилу, – я пойду вместе с тобой и против Муканны, тогда нам будет легче уничтожить его».

Джабраил ибн Яхья принял предложение Хусейна ибн Мааза, и, объединив свои войска, они подступили к Наршаху. Неподалеку от крепости повстанцев Джабраил распорядился разбить лагерь, окопав его для безопасности глубоким рвом. Он приказал своим солдатам быть особенно бдительными по ночам, чтобы не допустить ночных вылазок «людей в белых одеждах». Однако, несмотря на эти меры предосторожности, повстанцы ворвались ночью в лагерь арабов, многих воинов перебили, а лагерь разграбили и разрушили.

Джабраил, разгневанный происшедшим, собрался после первой же ночи осады покинуть Хусейна ибн Мааза и выступить к крепости Муканны на горе Сиям, но Хусейн снабдил его войско имуществом и деньгами, успокоив таким образом Джабраила, и уговорил остаться и продолжать войну с повстанцами.

Джабраил и на этот раз поддался на уговоры Хусейна. Осада Наршаха продолжалась четыре месяца. Каждый день с утра до вечера шли упорные бои, из которых повстанцы неизменно выходили победителями. «Люди в белых одеждах» прятались в окопах и за стенами крепости и осыпали противника стрелами, сами при этом оставаясь под надежной защитой от вражеских стрел. Кроме того, время от времени они совершали внезапные вылазки, наносившие противнику большой урон и расстраивавшие его ряды. Когда арабские воины, оправившись от неожиданности, снова выстраивались для продолжения боя, повстанцы отступали в крепость и, засев со своими луками на стенах, начинали новую смертоносную стрельбу. Наршахи, родившийся в селении Наршах спустя непродолжительное время после описываемых событий, так рассказывал об этой четырехмесячной войне: «Не было дня, чтобы «людям в белых одеждах» не сопутствовала победа».

Воины Джабраила и Хусейна ибн Мааза устали от этой затянувшейся войны, приносившей им одни поражения. Для того чтобы победить, они должны были захватить крепость, а это им никак не удавалось. Если их воины, атакуя врага, подступали к стенам крепости, часть из них погибала от метких стрел еще на пути к крепости, а остальных сокрушали камни и стрелы, пока они карабкались на стены; если же воинам, установив катапульты, удавалось издали разрушить стену в каком-нибудь месте, повстанцы немедленно восстанавливали ее, и она становилась такой же прочной, как и прежде.

Предводители арабского войска стали изыскивать новые пути для взятия крепости. По приказу одного из сархангов Джабраила Малика ибн Хазима от лагеря до крепостной стены был прорыт подкоп, затем он был продолжен под стеной до одной из башен на протяжении пятидесяти газов. Чтобы стена не обрушилась на головы работавшим и тайна преждевременно не раскрылась, под стену подвели деревянные подпорки. Когда подкоп был закончен, подпорки, удерживавшие стену, обложили хворостом и дровами, облили нефтью и подожгли. По замыслу Малика, подпорки должны были сгореть, а стена обрушиться и образовать брешь шириной в пятьдесят газов. Однако огонь не разгорелся, потому что в подкопе не хватило воздуха для поддержания пламени. Тогда осаждающие пустили в ход катапульты. Тяжелыми камнями они стали обстреливать тот участок у подножия стены, где был прорыт подкоп. Под ударами камней одно из мест подкопа обвалилось, и в образовавшуюся щель стал проходить воздух. Вновь подожженные подпорки загорелись, и стена рухнула, открыв широкий пролом.

Воины Джабраила и Хусейна, обнажив мечи, ворвались в крепость. Разгорелся жестокий, кровопролитный бой. Обе стороны понесли огромные потери, но, поскольку «людей в белых одеждах» было меньше, чем арабских воинов, в результате боя их осталось совсем мало и они согласились на условия противника.

Основные условия мира были таковы: «Люди в белых одеждах» не должны беспокоить мусульман (то есть арабов), посягать на их жизнь и имущество; отныне им не разрешается носить оружие; своих предводителей они должны передать арабскому военачальнику, чтобы тот отправил их к халифу, а сами – разойтись по селам.

В соответствии с этим договором повстанцы вышли из крепости, пересекли ров и вступили в арабский лагерь. Однако они захватили с собой спрятанное под одеждой оружие. Предводителя повстанцев Хакима Джабраил передал своему сыну Аббасу, чтобы тот отвел его в шатер, и тайно приказал сыну убить его. Аббас увел Хакима, а Джабраил удалился в богатый и просторный шатер.

Опасаясь за жизнь Хакима, повстанцы направили к Джабраилу Хашари, чтобы тот сообщил ему, что они не оставят Хакима одного. Когда Хашари прискакал к Джабраилу, Аббас уже убил Хакима, и Джабраил тут же приказал стащить Хашари с коня и убить на месте. Увидев это, повстанцы с громкими криками обнажили спрятанное оружие и бросились на воинов Джабраила. Этот бой был еще более жестоким, чем предыдущий. Он закончился почти полным истреблением «людей в белых одеждах». Убит был и второй их сарханг– Боки. Немногие оставшиеся в живых скрылись в укромных местах, а спасшийся Гурдак бежал в крепость Сиям к Муканне.

В Наршахе жила женщина, муж которой, Сарв, был одним из сархангов Абумуслима. Арабские воины захватили эту женщину вместе со слепым двоюродным братом и привели к Джабраилу. Джабраил предложил им покаяться в поддержке Муканны и вернуться к мусульманству. Они отказались, и по приказу Джабраила женщину разрубили пополам, а слепого обезглавили. На этом война в Наршахе закончилась. Однако большинство сельских жителей Бухары по-прежнему оставалось сторонниками и последователями Муканны. Они смирились лишь внешне.

2. Борьба арабских военачальников с «людьми в белых одеждах» Самаркандского Согда

Покончив с повстанцами Наршаха, Джабраил двинулся на Самаркандский Согд, чтобы и там подавить движение «людей в белых одеждах». К тому времени повстанцы укрепились в Самаркандском Согде, в их руках был и сам Самарканд, а их ряды пополнились бежавшими к ним уцелевшими бухарскими «людьми в белых одеждах».

В этот поход Джабраил захватил отрубленные головы предводителей повстанцев, убитых в Наршахе, чтобы их вид устрашил самаркандских «людей в белых одеждах» и ускорил победу арабского войска.

Предводителем самаркандских повстанцев был согдиец Саад – один из накибов Муканны. Командуя «людьми в белых одеждах», он дал Джабраилу несколько жестоких сражений, в которых победителями чаще всего оставались повстанцы. После долгих и упорных боев в одной из схваток Саад был убит. «Люди в белых одеждах» рассеялись. Часть их ушла в Самарканд и там стала готовиться к продолжению войны с захватчиками.

Джабраил подступил к Самарканду, но как он ни старался, ему ничего не удалось сделать с этим городом. Между тем разбежавшиеся повстанцы снова соединились в Самаркандском Согде и завладели многими селениями. Связь Джабраила с Бухарой и Хорасаном была прервана, и он оказался чуть ли не в окружении. Ему приходилось с боями переходить от селения к селению, от крепости к крепости. В одной из сельских крепостей Самарканда был захвачен «людьми в белых одеждах» и убит его брат Язид ибн Яхья. Халиф Махди отправлял из Нишапура все новые и новые силы для борьбы с Муканной и его последователями. Часть этих сил задерживалась в селениях, вступая в бой с отдельными отрядами повстанцев, но часть все же добиралась до Джабраила.

Когда силы завоевателей в Мавераннахре стали возрастать, Муканна обратился за помощью к тюркам. Тюрки выделили большой отряд всадников, часть которого осталась, чтобы поддержать «людей в белых одеждах», а часть отправилась к Муканне в крепость на горе Сиям.

Махди в это время назначил своим наместником в Хорасане Мааза ибн Муслима и приказал ему выступить против Муканны и «людей в белых одеждах». Приехав в 778 году в Мерв и уладив там свои дела, Мааз выступил с большим войском в Бухару.

В Бухаре к нему присоединились пятьсот семьдесят дихканов. По приказу Мааза было изготовлено разнообразное оружие: мечи, палицы, секиры, катапульты. Все это погрузили на специальные арбы. Кроме того, Мааз распорядился, чтобы в войско включили три тысячи мастеров самых различных специальностей, которые могли понадобиться во время похода.

Закончив все приготовления, Мааз ибн Муслим выступил против Самаркандского Согда, где собралось много «людей в белых одеждах», получивших к тому же и помощь от тюрок. С собой в поход Мааз вызвал правителя Герата Саида, которому надлежало поддержать его во время боев. Саид прибыл со своим войском, пригнав при этом десять тысяч овец, которых он собирался выгодно продать в Самарканде. Мааз посоветовал ему оставить этих овец в Бухаре или продать их ему самому, чтобы овцы не стали добычей тюрок, но Саид не согласился и погнал стадо с собой в поход. В походе Саид ехал впереди, а за ним сто человек гнали овец. В пути на него напали тюрки. Они перебили многих его людей и угнали стадо. Мааз выслал в погоню отряд воинов, но отбить овец так и не удалось: потеряв часть воинов, отряд поспешно отступил к своей армии.

Придя в Самаркандский Согд, Мааз ибн Муслим вступил в жестокие, кровопролитные бои с повстанцами и тюрками, нанес им большие потери, но добиться окончательной победы не смог. Тогда он оставил часть своей армии в помощь Джабраилу ибн Яхье, а с оставшимся войском двинулся к крепости Муканны. Не доходя до крепости, он направил к Муканне посланца, чтобы уговорить его сдаться и принять ислам.

Возвратившись от Муканны, посланец рассказал: «Я добрался до крепости. Путь туда тяжелый. В крепости меня держали один день, потом пришел какой-то человек и повел меня с собой. Увидел я комнату, украшенную шелками и задрапированную, а в дверях ее стоял раб. Он спросил: «Господин говорит: зачем ты пришел?» Я ответил: «Буду призывать его к мусульманству». И сколько я ни поучал, он упорствовал все больше. Тогда я приготовился к смерти, решив, что он меня убьет. Потом, не дослушав до конца, он отвел меня к начальнику крепости и сказал: «Отправь его под конвоем, чтобы никто не причинил ему вреда».

Мааз ибн Муслим и Саид безуспешно атаковали крепость с двух сторон. Осада продолжалась до зимы, а когда наступила зима, арабские воины не вынесли холодов. Мааз приказал Саиду идти в Балх и там готовиться к боям, а весной снова выступить для продолжения войны. Сам же он возвратился в Самаркандский Согд.

В Самарканде упорные бои также не принесли успеха Маазу ибн Муслиму, и, устав от безрезультатной двухлетней войны, он попросил халифа освободить его от обязанностей наместника Хорасана и главнокомандующего. Вместо Мааза в Хорасан был назначен Мусайяб ибн Зухайр. Новый наместник, обеспечив в Мерве свое войско оружием и боевым снаряжением, выступил в Бухару и прибыл в этот город в 780 году (в месяце раджабе).

Тем временем «люди в белых одеждах» появились в Хорезме. На борьбу с ними Мусайяб отправил наместника Бухары Джунайда ибн Халида. В эти дни в Бухаре находился один из сархангов Муканны Гардункин – (иначе – Кулартегин), тайно собиравший рассеявшихся «людей в белых одеждах». Когда наместник Бухары ушел в Хорезм, он выступил открыто и захватил несколько селений. Тогда Мусайяб начал в Бухаре военные действия против Гардункина. После тяжелых боев ему удалось разгромить повстанцев, и он выступил на Самарканд, чтобы продолжить борьбу против местных «людей в белых одеждах» и пришедших им па подмогу тюрок.

В Самарканде Джабраил все еще продолжал вести бои, по-прежнему приносившие ему то поражение, то успех. После прихода Мусайяба объединившиеся под его командованием арабские отряды значительно окрепли и смогли рассеять повстанцев.

Предводителя тюркского войска, прибывшего на помощь Муканне и самаркандским повстанцам, по свидетельству Табари, звали Фаллух-хаканом 24. Поскольку он был убит в одном из боев, тюрки рассеялись и вернулись к себе на родину, после чего Самарканд и Самаркандский Согд, казалось, полностью перешли в руки чужеземных завоевателей.

IV ЖИЗНЬ МУКАННЫ В КРЕПОСТИ СИЯМ И КОНЕЦ ЕГО ВОССТАНИЯ

1. Легенды о жизни Муканны

Авторы исторических хроник приводят сказочное описание жизни Муканны в крепости Сиям. Согласно версии, которую автор «Равзат ус-сафа» пересказывает по хронике Хафиза Абру 25. Муканна якобы «в крепости Кеша при помощи какой-то премудрости сделал так, что на протяжении шестидесяти суток с начала мая в небе каждую ночь появлялась луна, заметная на расстоянии трех дней пути». Уже не ссылаясь на источник, тот же автор сообщает: «Муканна в совершенстве овладел искусством магии и волшебства. Так, он при помощи талисмана каждую ночь поднимал из колодца в Нахшабе какое-то сияющее круглое тело, свет которого распространялся на площади в два фарсаха на два фарсаха».

По сути дела, обе эти версии сообщают об одном и том же явлении. Разница лишь в том, что, согласно первой, Муканна якобы поднимал из своей крепости в Кеше луну, светившую в течение двух летних месяцев заметную на расстоянии трехдневного пути (то есть та сорока километров), а согласно второй версии, он поднимал нечто похожее на луну из колодца в Нахшабе 26, причем свет этого тела распространялся в радиусе шестнадцати километров.

Насколько безосновательны и легендарны эти версии, можно судить хотя бы по тому, что обе они с их противоречивыми деталями и расхождениями - в определении силы света «лунообразного тела» приводятся одним и тем же автором, на одной и той же странице его книги.

Наиболее достоверным источником для выяснения истории Муканны является арабский подлинник «Та’рихи Наршахи» – труда, составленного Мухаммадом ибн Джа’фаром Наршахи в 944 году. Книга эта была написана на несколько веков раньше «Равзат ус-сафа» и «Та’рихи Хафиза Абру», а автор ее происходил из селения, с которым связана часть важнейших событий движения «людей в белых одеждах».

Мухаммад ибн Джа’фар рассказывает одну легенду, которая, вполне возможно, легла в основу легенды о луне из Нахшаба. Содержание легенды таково: «Пятьдесят тысяч воинов Муканны – жители Мавераннахра и тюрки – собрались у ворот его крепости, пали ниц и изъявили желание увидеть своего вождя. Он отверг их просьбы и приказал стражнику: «Скажи моим рабам, что они не в состоянии лицезреть меня. Каждый, кто увидит меня, сразу же умрет».

Они стали молить и плакать: «Мы хотим видеть его, даже если нам угрожает смерть». Муканна сказал: «Пусть приходят в такой-то день, я покажусь им».

Когда наступил назначенный день, Муканна приказал ста женщинам, жившим у него в крепости: «Пусть каждая из вас возьмет зеркало, и когда взойдет солнце, да будут все зеркала направлены друг на друга». Солнце взошло, и сто зеркал одновременно бросили блики на землю. Когда люди, жаждавшие увидеть Муканну и терпеливо смотревшие на крепость, увидели этот блеск зеркал, они испугались, пали ниц и сказали: «С нас достаточно того могущества и величия, которое мы увидели».

По всей вероятности, вначале, в более близкие к Муканне времена, появилась легенда о ста женщинах с зеркалами. Разумеется, в том, что зеркала бросают на землю солнечные блики, нет ничего противоестественного. Однако годы шли, все дальше уходило в прошлое время Муканны, больше возможностей становилось для различных вымыслов, и тогда была придумана сказка о луне из нахшабского колодца или о появлении на небе лунообразного тела.

На основании всех этих легенд и сказок можно вымазать следующее предположение: занимаясь многими науками по книгам древних авторов, Муканна мог построить в своей крепости на горе Сиям давно известный и странах Востока прожектор, для действия которого применялись сера и другие вещества. Не исключено, что для усиления этого прожектора Муканна окружил его с трех сторон зеркалами, в результате чего получившийся свет, как в люстре, стал в несколько раз сильнее и отбрасывался в разные стороны. Поскольку внутренняя крепость Муканны находилась на вершине горы, вполне вероятно, что свет этого прожектора был виден на большом расстоянии.

Если в действительности все было так, как мы предполагаем, враги Муканны, конечно, не преминули использовать этот факт и изобразить его как проявления черной магии и волшебства, а мусульманские авторы без каких-либо оговорок включили эти россказни в свои сочинения. Что же касается рядовых последователей Муканны, считавших его своим освободителем и предводителем на пути в рай свободы и мира, то они, приписывая ему сверхъестественные средства и не видя его лица, приняли этот прожектор за одно из сотворенных им чудес, за признак присущего ему могущества и сияние его «божественного лика».

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: