Великие пророчества Библии
Пять черт, характеризующих современные культы
Есть такая детская игра под названием «Делай, как я». В конце игры все кричат: «Конец черты». Так вот, необычное массовое самоубийство более чем 900 членов секты «Храм народа» в Гайане было последней чертой для многих последователей некоего Джима Джонса. Это трагическое происшествие подняло ряд серьезных вопросов относительно религиозного варианта игры «Делай, как я», оказавшегося вовсе не игрой, но закончившегося массовой смертью.
Какой же притягательной силой обладал этот Джим Джонс, что свыше 900 членов его секты последовали его примеру и совершили массовое самоубийство? В детстве он читал проповеди соседям, и даже тогда от него исходил определенный магнетизм. Один из соседей вспоминает, как однажды он сказал о Джонсе: «Он или сделает много добра, или закончит, как Гитлер». На протяжении всей жизни Джиму Джонсу аплодировали за его гуманитарные идеи. Его заботы о бедных, его интерес к правам человека и сочувствие к старикам вызывали аплодисменты со стороны высокопоставленных лиц США. Его «Храм народа», находившийся в Сан-Франциско, привлек свыше 20 000 членов и считался образцовой Церковью, в которой ее члены, независимо от расы, образования и экономического положения, молились вместе.
Фактически Джонс получил разрешение создать свое поселение в Гайане по рекомендации высокопоставленных чиновников из правительства США, которые удостоверили его личность. Согласно газете «Вашингтон стар» от 26 ноября 1978 г., Джим Джонс получил рекомендации от Розалин Картер, вице-президента Мондейла, сенатора Генри «Скупа» Джексона и покойного сенатора Губерта Хэмри. Как легко все же нас обмануть! Как быстро мы поддаемся обману! Разве нет защиты от самозваных мессий, которые уводят с пути тысячи людей? Разве Джим Джонс — последний из так называемых религиозных лидеров, способных обмануть?
В Своей проповеди о событиях последнего времени Иисус возвестил: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24).
В век все нарастающего обмана библейское пророчество открывает нам, что тысячи будут обмануты лидерами лжерелигии. Сегодня вы узнаете настоящую истину о том, как отличать этих лжемессий. Вы узнаете о библейских принципах опознания культа и научитесь защищать своих детей. Иисус сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
Мир был изумлен, потрясен, а затем разгневан, когда известие о происшедшей в Гайане трагедии начало просачиваться в средства информации. Свыше 900 человек погибли, приняв цианистый калий, парализующий дыхательную систему. Те, кто приняли яд, умерли в течение пяти минут.
Одель Родес, 36-летний поселенец из гайанской деревни, избежал смерти, попросив врача позволить ему пройти стетоскопирование, а затем бежал в джунгли. Родес так описывает происшедшее: «Они начали с младенцев. Матери впрыскивали яд им в горло. Когда умирающие начали биться в конвульсиях, хватая воздух ртами, все вышло из-под контроля». «Родес добавил: «Кричали младенцы, кричали дети, и было всеобщее замешательство. Семьи принимали яд и умирали вместе».
Трагедия! Трагедия, подобную которой редко видел мир,— странная трагедия. Почему группы, подобные группе Джонса, растут и процветают? Какой урок преподносит это печальное и странное происшествие вам и мне?
Один из первых и основных уроков мы можем почерпнуть из редакционной статьи журнала «Ньюс уик»: «Когда мы провозглашаем смерть Бога, мы не обязательно провозглашаем рождение разума. Мы затрачиваем миллионы долларов на поиски замены Богу. Отказ от традиционного алтаря может привести к тому, что люди начнут поклоняться алтарю преподобного Джима Джонса». Вот другой абзац: «То, что произошло в Гайане, должно послужить предостережением для наших священников и церковнослужителей». Очень интересно! Что же это за предостережение? В чем его суть? «Отойти от политических дел и вернуться к кафедрам. Перестать быть проводниками социальной и экономической реформы и вновь приступить к служению для души. Ибо совершенно очевидно, что в обществе изобилия есть такие нужды, которые невозможно заполнить продовольственными товарами».
Пять характерных черт, определяющих культ
1. Каждый культ характеризуется наличием властного лидера, который становится мессией этого культа.
Мне кажется, что один из основных уроков трагического происшествия в Джонстауне таков: если церковь не может представить прощающего, любящего, всемогущего Христа; если церковь не в состоянии быть любящей, принимающей общиной, то люди будут стремиться удовлетворить свои потребности в прощении греха, в освобождении от вины, в пасторском руководстве и в любящей, заботливой общине в ином месте и иными путями. Да, Джонстаун действительно несет предостережение для христианской Церкви. В глазах своих последователей Джим Джонс занял место мессии. Каждый культ характеризуется наличием лидера, который становится мессией этого культа. Он претендует на место Христа. Если весть христианской Церкви не возвышает Иисуса и не ведет людей к Нему, то возникнут другие лидеры и заполнят этот вакуум.
Весть Евангелия ясна. Я приглашаю вас открыть Библию и прочитать Ис. 45:22: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного». Иисус говорит: «Ко Мне обратитесь». Он в полной мере удовлетворяет чаяние человеческой души освободиться от вины. Он в полной мере удовлетворяет стремление человеческой души быть принятой. Иисус в полной мере удовлетворяет стремление человеческой души иметь над собой власть и обрести новую жизнь.
Джонстаун олицетворяет смерть во всей ее агонии и ужасе. Как только имеющее фруктовый запах смертельное питье попало в человеческий организм, независимо от того, добровольно ли его выпили взрослые, или оно было впрыснуто младенцам, или насильно введено в вены тем, кто просто отказался принимать его, смерть стала неизбежной. Как только люди приняли яд, спасения не стало.
Я вижу в яде Джонстауна олицетворение другой инъекции, инъекции греха. В предсмертных криках мужчин и женщин Джонстауна я вижу мир, который умирает без надежды, не имея выхода. Мне вспоминается другое происшествие, когда мужчины, и женщины, и дети были отравлены, другое происшествие, когда вопли ужаса наполнили воздух, когда крики агонии были далеко слышны. Я приглашаю вас прочитать Евангелие от Иоанна 3-ю главу, 14-й стих и далее.
В ходе своих странствий по Синайской пустыне израильтяне попали в места, где изобиловали змеи. Змеиные укусы поразили тысячи людей смертоносным ядом. Стоны ужаса и вопли агонии наполнили воздух. Что можно было предпринять? Змеиный укус означал неотвратимую смерть. Казалось, что выхода нет!
Иисус такими словами описывает это происшествие в Ин. 3:14—16: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
В Синайской пустыне Моисей получил такое наставление от Бога: «Сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив». Когда израильтянин умирал, отравленный ядом, взгляд на змея, олицетворявшего ту роль, которую взял на себя Христос, приняв яд греха, даровал жизнь.
Пятидесятитрехлетний конгрессмен Райан предпринял отчаянную попытку спасти обитателей Джонстауна, но тщетно. Весь род человеческий был отравлен, и Христос оставил Свою обитель — небеса — и снизошел в джунгли земли. Есть исцеление от того яда, который воздействует на род человеческий. Когда грех наполняет наши вены, неся с собой вечную погибель, Библия ясно говорит в Ин. 3:16, что «всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Друзья, у меня есть для вас радостная весть. Хотя по моим и по вашим венам течет яд греха, хотя мы заражены грехом, хотя мы заслуживаем того, чтобы умереть, — от этого яда есть средство, есть спасение. Это средство дано не человеком. Иисус представляет Собой решение нашей беды. Он дает ответ. Иисус и ныне Тот, Кто может дать противоядие от греха.
Есть ли сегодня в этом зале кто-либо, чья душа наполнена грехом; кто-либо, кто, оглядываясь на свою прошлую жизнь, чувствует, будто его травили; чувствует, будто он идет к могиле, а небеса вне его досягаемости? Этим вечером взгляни на Иисуса, друг.
Есть ли здесь кто-либо, чувствующий себя бессильным отказаться от каких-то привычек в своей жизни; кто терпел неудачу вновь и вновь? Взгляни теперь же на Иисуса! Он Тот, Кто простит, Кто снимет бремя греха, Кто может спасти.
2. Культы принуждают человека отказаться от возможности выбора.
Второй урок происшествия в Джонстауне таков: небезопасно следовать за каким-либо человеком, сколь бы мудрым или харизматическим он ни был. «Не надейтесь на князей»,— вот Божий совет (Пс. 145:3). Люди смертны; им свойственно ошибаться; они могут повести по ошибочному пути. Те, кто вверяют судьбу своей души любому человеческому лидеру, подвергают себя большой опасности. Ни одному человеку или группе людей не должно быть позволено управлять разумом другого. Каждый должен думать сам за себя.
Одно из величайших зол современных культов состоит в том, что они стремятся подменить индивидуальность личности духом коллективизма. Те немногие, уцелевшие в учиненной в Джонстауне бойне, рассказывали, что их жизнь спасла способность не отдавать себя полностью группе, но сохранять какую-то часть личностного самоощущения. Когда Джонс приказал им выпить фруктовый сок с цианистым калием, они, вместо того чтобы повиноваться ему, бросились в джунгли и спаслись.
Бог не просит, чтобы мы отказались от своей возможности выбора во имя религии. Он не принуждает и не манипулирует волей. Один из аспектов разыгравшейся в Джонстауне трагедии заключается в том, что там была почти тысяча человек, отдавших свою волю другому человеку во имя религии.
Рассказывали, что к ушам и ногам детей были прикреплены электроды. Когда упоминалось имя Джонса, они должны были улыбаться. Если они улыбались недостаточно широко или недостаточно долго, то получали удар током. Их приучали позитивно реагировать всякий раз, когда упоминалось имя Джонса. Несколько раз проводилась репетиция массового самоубийства. Среди ночи громкоговорители будили обитателей Джонстауна. Все девятьсот человек маршировали в барак. Они проходили испытание на верность. Четыре или пять раз они тренировались в отравлении, прежде чем это произошло. Их привели в такое состояние, когда они отдали свой разум другому.
Один из величайших уроков, вытекающих из гайанской трагедии, заключается в том, что Бог не просит нас отдавать свой разум кому бы то ни было во имя религии. В своей классической книге «Великая борьба» Елена Уайт на с. 591 пишет: «Бог никогда не принуждает волю и совесть человека; сатана же, наоборот, постоянно прибегает к насилию и жестокости, чтобы подчинить своей власти тех, кого он не может соблазнить иным путем. Используя страх и силу, он пытается поработить совесть человека и добиться таким путем уважения и преклонения».
У дьявола два основных метода — страх и сила. Принуждать или манипулировать волей — вот его программа. Он стремится обеспечить себе полный контроль над разумом. Иисус обращается мягко. Он зовет с любовью. Настойчиво уговаривая, Он не принуждает волю. Служите ли вы Иисусу или нет — это ваш выбор. Является ли вашим личным желанием отдать свою волю Ему? Библия гласит: «Изберите себе ныне, кому служить». И далее: «Жаждущему дам даром от источника воды живой».
В Джонстауне мы видим использование сатанинских методов — принуждения и силы. Мы видим, как характер сатаны ясно раскрывает себя в тактике давления. Как я рад тому, что мы служим Богу, Который дал нам свободу выбора. Даже когда мы отворачиваемся от Него, даже когда мы надменно пренебрегаем Им, даже если мы ударим Его по лицу, Он не отнимет у нас этой возможности выбирать. Сколь благодарны должны мы быть Богу, Который обращается к нам с любовью. Предавая свою волю Христу, мы не утрачиваем способности к выбору. Мы, скорее, обретаем высшее ощущение свободы. Отдав свой разум не земному существу, но Иисусу, мы получаем наивысшую из возможных свобод.
Откройте, пожалуйста, Библию и прочитайте Флп. 4:7: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
Отдавая свой разум Иисусу, мы сохраняем его. Друзья, людей всего мира готовят к тому, чтобы лишить их разума. Хотите ли вы сохранить свой разум? Желаете ли вы остаться самими собой? Желаете ли вы, чтобы ваша воля облагородилась и освятилась, желаете стать такой личностью, какой хотел бы вас видеть Бог? Тогда подойдите к Иисусу и скажите: «Господи, я отдаю мой разум Тебе; я предаю мой разум в Твои руки»,— и ваш разум превратится в крепость, которая хорошо защитит вас и будет неприступна под натиском сатаны. Друзья, Джонстаун учит нас, что лишь тогда, когда мы отдаем свой разум Иисусу, лишь тогда, когда он будет владеть каждой клеточкой нашего мозга, мы сможем сохранить свой разум.
3. Каждый культ пытается изолировать членов семьи
Одним из безусловных признаков культа является попытка изолировать членов семьи и прервать отношения с внешним миром. Друзья, ведь это ненормально — изолировать себя от родственников, друзей и общества. Руководители культа стремятся прервать нормальные отношения с внешним миром и сконцентрировать все внимание своих последователей, их энергию и силы на культе, особенно на его руководстве. Используя разнообразные средства, Джонс непрестанно отрезал всякие связи между своими последователями и «нормальным миром». Один писатель хорошо выразил это, сказав: «Он (Джонс) отправил своих последователей в дрейф, оставив для них лишь один маяк — себя».
Отрезав своих последователей психологически от таких внешних уравновешивающих воздействий, как родственники, церкви, школы, общепринятые источники информации и правительство Соединенных Штатов, Джонс преуспел в контроле над их умами. Будучи сам параноиком, он смог спроецировать свою паранойю на последователей, убеждая их в том, что они подвергаются постоянной опасности уничтожения со стороны врагов. Как выяснилось, некоторыми такими врагами были отошедшие от его секты, другие же были политиками и работниками секретных правительственных агентств. Визит конгрессмена Райана и представителей прессы, казалось, убедил всех в том, что Джонс был прав, что у него, были реальные основания для страха.
Мы повторяем, что ненормально отсекать себя от жизни общества. Переезд «Храма народа» в Гайану был шагом навстречу катастрофе. Потому что, как указал журналист Джордж Уилл, это был «отказ от спасительного терпения цивилизации, от неспешно формируемой сети обязанностей и зависимостей, и других неотъемлемых отношений, которыми кропотливо формируется человек и поддерживается («Вашингтон пост», 26 ноября 1978 г.).
И все же Сам Иисус сказал: «Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:35, 36). Действительно, бывает так, что принятие Божьей воли и следование за Его истиной вносит раскол в семью. В тексте, который мы только что прочитали, Христос подтверждает этот факт. Не удивляйтесь, если противодействие проявится тогда, когда вы последуете за истиной! Не удивляйтесь, если оно будет исходить от вашей семьи. И все же Христос не призывает христианина к самоизоляции в таких обстоятельствах, скорее, Он призывает его к любви, невзирая на обстоятельства. Апостол Павел ясно говорит об этом в Еф. 5:22—25: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».
Жена-христианка прежде всего несет обязанности перед Господом. Но в своем служении Господу она не должна оставлять мужа-нехристианина. В тех сферах, которые не противоречат Божьей воле, она должна быть послушной его воле. Обязанность мужа состоит в том, чтобы любить свою жену так, как Христос возлюбил Церковь. Его главенство в семье должно быть исполнено лишенного эгоизма служения. Остерегайтесь всяких людей, агитирующих за разделение семьи, пытающихся изолировать одного ее члена от другого.
4. Культы зачастую основывают свою состоятельность на чудесах, и они отделяют своих последователей от Библии.
Опасно позволять кому-либо или чему-либо отделять человека от Библии. Джим Джонс прилагал массу усилий, чтобы оторвать своих последователей от Библии, от ее истины. Бывало, что он швырял Библию на пол и поносил ее, заявляя, что она полна лжи. К чему это привело, вы уже знаете.
Иисус сказал: «Итак, по плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). Отношение Джонса к Библии должно было бы ясно показать его последователям, что он не достоин их доверия. Библия есть неопровержимое откровение Божьей воли. Люди, желающие понять, кто они, стремящиеся сделать жизнь значимой, размышляющие о том, как с уверенностью и радостью смотреть в будущее, должны читать и изучать Библию. В Ин. 17:17 Библия говорит: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина». В своем «Храме народа» Джим Джонс уводил своих последователей от Библии. Они вынуждены были полагаться на свои чувства там, где нужен был надежный наставник.
Мне было очень интересно посмотреть некоторые фильмы, снятые в «Храме народа» в Сан-Франциско в конце 60-х — начале 70-х годов. Когда Джонс приступал к проповеди, он начинал ее такими словами: «Бог любит вас, люди любят вас, и я люблю вас». Возникало ощущение любви. Очень интересно! Любовь на поверхности— любовь в сахарной оболочке. Но пахнущее фруктами питье может скрывать яд.
Но было там нечто, вызывающее протест. Вперед вытолкнули женщину в инвалидной коляске. Я был в замешательстве, потрясен и изумлен, наблюдая эту сцену.
Джонс воскликнул: «Исцелись, ты можешь ходить. Иисус говорит: ”Веруй и ты сможешь ходить!“»
Трепеща, она поднялась.
Возможно, кое-кто из вас видел эту сцену по телевизору.
Она явно исцелилась. С поднятыми руками собравшиеся воскликнули: «Слава Богу!»
Я знаю, кое-кто думает, что это выдуманные, фальсифицированные чудеса. Теперь, по прошествии времени, мы можем оглянуться назад и согласиться: «Да, эти чудеса были фальсификацией». Но те люди, которых они непосредственно затрагивали, смотрели на них иначе. И вот в этом-то суть дела. Подделка не рекламирует себя в качестве подделки. Сам факт того, что чудеса происходят, что лжечудеса и лжезнамения имеют место, не обязательно означает, что на их авторов снизошло Божье благословение. Наши чувства могут обманывать нас.
Приглашаю вас прочитать 2 Фес. 2:8—10: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего — того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силою и знамениями и чудесами ложными». Сатана будет действовать «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих».
Теперь обратите внимание на то, почему знамения, ложные чудеса и могущественные чудесные проявления сатаны обманывают людей. Последняя часть десятого текста устанавливает причинно-следственные отношения. Корень приносит плоды. Продолжим чтение текстов 10—12: «За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду».
Тогда отрицание истины Божьей, неспособность или нежелание понять необходимость укрепления разума Писанием приводят к возникновению такой атмосферы, в которой обман становится обыденностью. Иными словами, чудеса, знамения и чудесное ощущение любви не служат заменой истины. Неважно, сколько сотворено чудес, неважно, сколько сотворено знамений, неважно, что видят мои глаза или слышат мои уши,— чувства зачастую могут обманывать.
В таком случае Джонстаун преподает нам фундаментальные уроки, ибо он учит нас необходимости вести людей не к земному лидеру, но непосредственно к Иисусу, Который может простить их грехи, Который может избавить их от вины и Который может изменить их жизнь. Он учит нас также тому, что никакие знамения и чудеса не могут заменить истину Слова Божьего.
5. Культы отрицают индивидуальность в попытке установить конформизм.
Культовые правила формируют каждого индивидуума по единому образцу. Есть установленное время для подъема и отбоя. Иногда устанавливается единая униформа и единое питание, от которого не может быть отклонений. Все личное имущество сдается культовому лидеру, и человек более не имеет права на владение им. Единообразие и регламентация — вот цели культового руководства. Адольф Гитлер однажды сказал: «Большие массы людей более склонны верить большой лжи, чем малой». Библия предостерегает нас: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого проглотить» (1 Петр. 5:8).
Мы живем в век преклонения перед героем. С появлением телевидения нашему герою нужно лишь быть хорошим оратором или актером, и как легко мы следуем за ним! Толпы фанатов беснуются на выступлениях рок-групп, копируют образ жизни своих кумиров, сколь бы причудливым он ни был. Мы одеваемся по последней моде. Мы обедаем в самых модных ресторанах. Мы следуем тому, что модно, и тому, кто в моде. Если модно пить мартини в обед, мы пьем мартини в обед.
Почему? Что произошло с индивидуальностью?
Есть вид гусеницы, которая, если поместить ее с другими гусеницами, будет преданно следовать за своим лидером. Ее можно пустить по краю миски с едой таким образом, что она смогла бы ее достать, и тем не менее гусеница умрет от голода, поскольку она не в состоянии выйти из строя. Но люди не гусеницы. Бог ищет людей, которые откликнутся на призыв Святого Духа, прислушаются к Его голосу и последуют за Ним, несмотря на все препятствия; которые отдадут свою приверженность не какому-либо земному религиозному руководителю, но откликнутся лишь на Его голос. Он ищет людей, которые не отвергнут обращение Святого Духа к их сердцам, а сами потом прислушаются к голосу другого человека. Бог ищет людей, которые в любых обстоятельствах будут верны своей совести.
«Самый большой недостаток в современном мире — это недостаток в людях, которых нельзя ни купить, ни продать, людях, честных и искренних, которые не боятся называть грех его именем, людях, чья совесть верна долгу настолько, насколько стрелка компаса полюсу, которые будут стоять за истину, даже если небеса упадут» (Е. Уайт, Воспитание, с. 57).
Будете ли вы таким Божьим человеком? Готовы ли вы сегодня сказать: «Господи, я буду слушать Твой и только Твой голос! Я буду верен Тебе любой ценой!»
страница 1 ... страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14 ... страница 24страница 25
скачать
Другие похожие работы: