Запомни и расставь точки
Внимание
Методика "Запомни и расставь точки"
Цель
Оценивается объем внимания ребенка
Оборудование
Лист с точками (Рис.1), лист с пустыми карточками (Рис.2).
Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек)
Рис.1 Лист с точками к заданию «Запомни и расставь точки»
Рис.2 Лист с пустыми карточками к заданию «Запомни и расставь точки»
Инструкция
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек)
Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
Количество баллов | Воспроизведенные точки |
10 баллов | 6 и более |
8-9 баллов | от 4 до 5 точек |
6-7 баллов | от 3 до 4 точек |
4-5 баллов | от 2 до 3 точек |
0-3 балла | не более 1 |
Выводы об уровне развития объема внимания
Количество баллов | Уровень развития объема внимания |
10 баллов | очень высокий |
8-9 баллов | высокий |
6-7 баллов | средний |
4-5 баллов | низкий |
0-3 балл | очень низкий |
Источник: Р.С. Немов Психология - Кн.3: Психодиагностика
Методика «Найди и вычеркни»
Цель
Определение продуктивности и устойчивости внимания
Оборудование
Ребенку показывают рисунок
Для детей 3-4 лет- рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок, елочка, звездочка (Рис.1)
Для детей 4-6 лет- рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звездочка, полукруг (Рис.2)
Для детей старше 6 лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта
Инструкция
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится»
Описание
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды
Рис.1 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей 3-4 лет
Рис.2 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте 5-6 лет
Рис.3 Матрица с кольцами Ландольта к заданию «Найди и вычеркни» для детей старше 6 лет
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин (150 секунд), т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S = (0,5 * N – 2,8 n)/120,
где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N - количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы;
t - время работы, в секундах;
n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график (Рис.4), на основе анализа, которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
Количество баллов | Показатель S |
10 баллов | выше 1,25 |
8-9 баллов | от 1,00 до 1,25 |
6-7 баллов | от 0,75 до 1,00 |
4-5 баллов | от 0,50 до 0,75 |
2-3 балла | от 0,24 до 0,50 |
0-1 балл | от 0,00 до 0,2 |
Рис. 4 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
Количество баллов | Устойчивость внимания |
10 баллов | все точки графика не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1 |
8-9 баллов | все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2 |
6-7 баллов | все точки графика расположены в трех зонах наподобие кривой 3 |
4-5 баллов | все точки графика расположены в четырех зонах наподобие кривой 4 |
3 балла | все точки графика расположены в пяти зонах наподобие кривой 5 |
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике
Выводы об уровне развития
Количество баллов | Продуктивность и устойчивость внимания |
10 баллов | Очень высокая |
8-9 баллов | Высокая |
4-7 баллов | Средняя |
2-3 баллов | Низкая |
0-1 балл | Очень низкая |
Источник: Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
Методика Рене Жиля
Цель
Выявление особенностей межличностных отношений ребенка
Оборудование
Картинки, вопросы, карандаш для ребенка
Инструкция
Ребенку предлагаются картинки и ситуации:
Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи, где сядешь ты (Рис.1).
И на этой картинке покажи, где ты сядешь (Рис.2).
А теперь размести за этим столом свою семью (Рис.3). (Здесь необходимо предложить ребенку нарисовать свою семью, сидящую за круглым столом, таким же, как в предыдущих картинках.)
Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать. Ты можешь взять с собой одного человека. Кого бы ты взял с собой?
Ты потерял очень дорогую для тебя вещь. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
Ты на прогулке за городом. Покажи, где находишься ты (Рис.4).
Размести на этом рисунке себя и еще нескольких человек. Скажи мне, что это за люди (Рис.5).
Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?
Твои друзья идут на прогулку.Где находишься ты (Рис.6)?
С кем ты больше всего любишь играть?
Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерутся. Покажи, где находишься ты. Расскажи, что произошло (Рис.7).
Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься отобрать, начнешь бить?
Мама не разрешает тебе идти гулять. Что ты сделаешь: надуешься? заплачешь? закричишь? уйдешь, несмотря на запрет? или что-то еще?
Вечером вы всей семьей находитесь дома. Расскажи, кто из вас чем занимается.
Интерпретация результатов
1-5-я ситуации связаны с диагностикой семьи. Психологи считают, что те члены семьи, рядом с которыми ребенок себя располагает, душевно ближе всего ему. Тот, кого ребенок располагает напротив себя, наименее приемлем в семье. С ним малыш чувствует внутреннее противоречие. Интересные сведения могут дать 4-я и 5-я ситуации. Если ребенок отдает предпочтение кому-то, кто не входит в семью, это означает некоторую его изолированность, чувство одиночества в семье
6-7-я ситуации помогают выяснить, отношения с какими людьми ребенок предпочитает поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к значимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с ними
Ситуации 8-12 определяют отношения вашего ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто получает вместе с ним подарки (8), находится рядом на прогулке (9), с кем малыш предпочитает играть (10)
11-я и 12-я ситуации определяют стиль поведения ребенка в конфликтных положениях и его умение решать их
13-я и 14-я ситуации определяют особенности реакций ребенка и его поведение при общении с матерью (13) и отцом (14)
Источник: Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет
Тест на развитие самоконтроля
Цель
Выявить уровень самоконтроля
Способность к самоконтролю предполагает обращение внимания ребенка на содержание собственных действий, способность к оценке результатов этих действий и своих возможностей
Оборудование
4 картинки, которые по очереди предлагаются ребенку
Инструкция
Р ебенку предлагают рассмотреть по очереди 4 картинки, на которых изображены его сверстники в ситуациях неуспеха в деятельности, просят рассказать, что нарисовано (если ситуация понята ребенком неправильно, взрослый дает необходимые разъяснения), объяснить причину неудач детей, изображенных на картинках, и предложить свои варианты решения практической задачи
На первой картинке (рис. 1) изображено, как девочка берет лейку, хочет полить цветы, но не может ее поднять.
На второй картинке (рис. 2) нарисована скамейка, через которую прыгает мальчик, но видно, что он зацепился и падает.
На третьей картинке (рис. 3) девочка собирается качаться на качелях, но никак не может забраться на них.
На четвертой (рис. 4) нарисован мальчик на склоне снежной горы со сломанной лыжей.
Интерпретация ответов (возможные варианты детей)
Если ребенок объясняет, что причина неудач в лейке, скамейке, качелях, горке, т.е. неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам, значит, он еще не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим
Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к самооценке и самоконтролю
Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже и в объекте, это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации
Второй и третий варианты ответов свойственны детям, прошедшим кризис 7 лет и способным более правильно (адекватно) оценивать себя и контролировать свою деятельность
Первый вариант ответов - типично «дошкольный», как правило, сочетается с неадекватно завышенной самооценкой, с неумением контролировать и оценивать себя
ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ
Методика "Запомни рисунки"
Цель
Определение объема кратковременной зрительной памяти
Оборудование
Две картинки: рисунок 1, 2
Инструкция
На этой картинке (рис.1) представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис.2), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время показа первой картинки (рис.1) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку (рис.2). Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок узнал на второй картинке (рис. 2) все девять изображений, показанных ему на первой картинке (рис.1), затратив на это меньше 45 сек
8-9 баллов - ребенок узнал на второй картинке (рис. 2) 7 - 8 изображений за время от 45 до 55 сек
6-7 баллов - ребенок узнал 5 - 6 изображений за время от 55 до 65 сек
4-5 баллов - ребенок узнал 3 - 4 изображения за время от 65 до 75 сек
2-3 балла - ребенок узнал 1 - 2 изображения за время от 75 до 85 сек
0-1 балл - ребенок не узнал на второй картинке (рис. 2) ни одного изображения в течение 90 сек и более
Выводы об уровне развития кратковременной зрительной памяти
10 баллов - очень высокий, 8 - 9 баллов - высокий, 4 - 7 баллов - средний, 2 - 3 балла - низкий, 0 - 1 балл - очень низкий
Источник: Р.С. Немов Психология - Кн.3: Психодиагностика
Мышление
Методика "Изучение скорости мышления"
Цель: определение скорости мышления.
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.
Слова:
п-ра | д-р-во | п-и-а | п-сь-о |
г-ра | з-м-к | р-ба | о-н- |
п-ле | к-м-нь | ф-н-ш | з-о-ок |
к-са | п-с-к | х-кк-й | к-ш-а |
т-ло | с-ни | у-и-ель | ш-ш-а |
р-ба | с-ол | к-р-ца | п-р-г |
р-ка | ш-о-а | б-р-за | ш-п-а |
п-ля | к-и-а | п-е-д | б-р-б-н |
с-ло | с-л-це | с-ег | к-нь-и |
м-ре | д-с-а | в-с-а | д-р-в- |
Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление.
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов - низкий.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: